Модель социализма М. И. Туган-Барановского #003
В историю мировой экономической мысли Туган-Барановский вошел, в частности, как автор одной из первых попыток синтеза традиционно враждовавших теорий — трудовой стоимости и предельной полезности. По этому поводу еще в 90-е годы прошлого века в русской периодической печати разгорелась острая дискуссия между «критиками» К. Маркса и «ортодоксами». О характере аргументов последних можно в какой-то мере судить по недавно переизданной статье В. Бухарина «Теоретическое примиренчество.
Однако, на, наш взгляд, Бухарину осталось непонятным значение «примиренческой» концепции, заключающееся в объяснении процесса соотнесения затрат и результатов в общественном производстве — процесса, происходящего стихийным образом при капитализме и составляющем суть народнохозяйственного планирования при социализме. Взглянув на этот спор с позиций современной теории оптимального функционирования социалистической экономики, придется признать правоту аревизиониста Туган-Барановского.
Несколько слов об отношении Туган-Барановского к марксизму. Характерно, что сам ученый вовсе не претендовал на звание марксиста. Действительно, он только и делал что посягал на «основы», на различные элементы парадигмы господствовавшего течения в марксизме: на концепцию исторического материализма; на трудовую теорию ценности (стоимости); на обоснование неизбежности социализма ссылками на грядущий кризис капитализма и т. д. Однако многие из его новаций сегодня уже не кажутся нам крамольными, а представляются скорее нормальным развитием и даже восстановлением исходной гуманистической традиции марксизма.
В первой половине 1990-х годов может быть отмечен своеобразный юбилей — сто лет с начала формирования ревизионизма как особого течения.
Не пора ли задуматься, почему уже на рубеже нашего века многие самостоятельно мыслившие исследователи, признававшие преимущественное влияние К. Маркса на свои взгляды, в то же время не желали называться марксистами? Не тогда ли произошло столь характерное для современного массового сознания отождествление марксизма с догматизмом, с принятием на себя обязательства «не отказываться от принципов»?
Добровольное отмежевание от «твердого марксизма» тех, кто, подобно М. И. Туган-Барановскому, от К. Маркса желал идти «вперед, к созданию новой теории социализма», огульное зачисление их в лагерь буржуазных экономистов, а затем и забвение их наследия — таковы некоторые этапы догматизации основного русла марксистской политэкономии, русла марксизма-ленинизма. частичное протезирование нижней челюсти
Однако, на, наш взгляд, Бухарину осталось непонятным значение «примиренческой» концепции, заключающееся в объяснении процесса соотнесения затрат и результатов в общественном производстве — процесса, происходящего стихийным образом при капитализме и составляющем суть народнохозяйственного планирования при социализме. Взглянув на этот спор с позиций современной теории оптимального функционирования социалистической экономики, придется признать правоту аревизиониста Туган-Барановского.
Несколько слов об отношении Туган-Барановского к марксизму. Характерно, что сам ученый вовсе не претендовал на звание марксиста. Действительно, он только и делал что посягал на «основы», на различные элементы парадигмы господствовавшего течения в марксизме: на концепцию исторического материализма; на трудовую теорию ценности (стоимости); на обоснование неизбежности социализма ссылками на грядущий кризис капитализма и т. д. Однако многие из его новаций сегодня уже не кажутся нам крамольными, а представляются скорее нормальным развитием и даже восстановлением исходной гуманистической традиции марксизма.
В первой половине 1990-х годов может быть отмечен своеобразный юбилей — сто лет с начала формирования ревизионизма как особого течения.
Не пора ли задуматься, почему уже на рубеже нашего века многие самостоятельно мыслившие исследователи, признававшие преимущественное влияние К. Маркса на свои взгляды, в то же время не желали называться марксистами? Не тогда ли произошло столь характерное для современного массового сознания отождествление марксизма с догматизмом, с принятием на себя обязательства «не отказываться от принципов»?
Добровольное отмежевание от «твердого марксизма» тех, кто, подобно М. И. Туган-Барановскому, от К. Маркса желал идти «вперед, к созданию новой теории социализма», огульное зачисление их в лагерь буржуазных экономистов, а затем и забвение их наследия — таковы некоторые этапы догматизации основного русла марксистской политэкономии, русла марксизма-ленинизма. частичное протезирование нижней челюсти
1 Июля 2019